Академический час детской литературы

bbbАкадемический час детской литературы

 Просветительский проект ЛОДБ «Академический час детской литературы», призванный познакомить библиотекарей и педагогов с современным научным знанием о детской литературе и детской книге. Прежде всего проект посвящен истории советской детской литературы. Однако понятно, что современная отечественная детская литература не только продолжает литературные традиции, сложившиеся в XVIII-XIX веках в России, но и эволюционирует в диалоге с другими национальными традициями детской литературы. Курс лекций посвящен самым разным вопросам истории и теории детской литературы, позволяющим не только по-новому взглянуть на известные  факты из истории российской детской литературы, но и понять, как прошлое определяет сегодняшние особенности литературного процесса для детей в России.

В рамках проекта на ютуб-канале ЛОДБ опубликованы лекции зав. сектором исследования детского чтения ЛОДБ С. Г. Маслинской, посвященные самым разным проблемам истории русской детской литературы. В лекции «Советская детская литература в современном детском чтении»  рассматриваются проблемы современного понимания литературы, написанной 50 и более лет назад. Как работать с классикой советской детской литературы? Какие подводные камни могут встретиться на читательском пути? Какие существуют проектные методы прояснения «темных» мест советской детской литературы?  Лекция «Как детские писатели пишут о природе, или Почему Бианки не такой как все?»   посвящена советской зообеллетристике – литературе о природе и животном мире. Чем В. Бианки отличается от К.Паустовского? Кто из советских зообеллетристов был остроглазом, а кто унылым рисовальщиком? Почему сейчас Бианки должен больше нравиться детям, чем Пришвин или Чарушин?  В лекции «Фольклор и детская литература: от мифов к страшным историям» обсуждаются мифы, сложившиеся вокруг фольклора и проблемы, с которыми должен быть знаком библиотекарь, работающий с изданиями сказок и загадок для детей. Что такое материнский фольклор и чем он отличается от детского? Как нынешние детские писатели и комиксисты используют в своих произведениях современный детский фольклор.  Среди названных лекций особенное внимание стоит уделить семинару «Дети-герои на войне: тогда и сейчас», в выступлениях С.Г.Маслинской и И.А.Сергиенко были обозначены основные проблемные точки, связанные с героизацией детского участия в военных действиях, прослежены истоки  изображения детского героизма в российской детской литературе и обозначены формы участия детей в гармонизации мира в современных романах-антиутопиях для детей.